Поиск по блогу

3 октября 2010 г.

Арбузы и дыни 2010: итоги

Первая дыня со своего огорода!     
Первую дыню я сняла 14 августа. Приехала на дачу, сунулась проинспектировать грядку и ощутила райский аромат:) Оказалось, одна из дынь созрела и растрескалась, еще парочка была на подходе.

Дынька-первенец удалась довольно крупной. К сожалению, взвесить мне ее было не на чем, но по ощущениям — килограмма под три. Очень душистая, но — не очень сладкая. Такими же оказались и остальные дыни. Пока не знаю, связано ли это с особенностями сорта или с ошибками в агротехнике — есть ощущение, что я перестаралась с поливом, напугавшись слишком жаркого лета. Но сам факт, что дыни и арбузы вполне себе удались с первого раза, не может не радовать. Ну и пахнут они действительно сногсшибательно.
В полный рост. Профиль. 14.08.2010.
  От первой дыни половину сразу съели дети — Мишка с приятелем забежал домой попить водички, а мы им тут же накромсали свеженькую дыньку. Мишке вся эта бахчевая радость вообще пришлась очень по вкусу. Ну а я довольна:)
  Вдохновленные таким успехом, на следующий день мы срезали первый арбуз. Он тоже получился около трех килограммов весом, очень душистый, очень сочный — буквально лопнул под ножом, развалившись на две половины. Однако и этот, и все остальные арбузы не дошли до полной спелости, все были розоватыми, хоть и достаточно сладкими.
В полный рост. Анфас.
  Всего до относительной кондиции успели дойти штук 8 дынь и пяток арбузов. Еще нескольким дынькам и двум крупным арбузным завязям дозреть была не судьба из-за сентябрьских холодных ночей. Жаль, конечно, но в целом, повторю, на мой взгляд эксперимент удался.

 В следующем году обязательно посажу арбузы и дыни снова. Надо сказать, что в этот раз подготовилась я все же слабовато, так что многое нуждается в улучшении.
Первый арбуз. 15.08.2010.

Заметки на память по выращиванию дынь и арбузов

1. Грядку необходимо готовить заранее (т.е. с осени). Собственно, это ни для кого не новость, но я редко успеваю все сделать осенью как надо, а жаль. В любом случае под бахчу "посадочные места" должны быть устроены жирнее и тщательнее, чем, скажем, под томаты. В моем случае задача номер раз — по приезде на дачу натащить как можно больше волшебной коровьей подстилки (огурцы, высаженные в нее 12 июля, бурно пошли в рост и в конце августа — начале сентября успели порадовать нас небольшим урожаем, причем огурчики были исключительно вкусные, даже осенние, которые часто получаются никакими). Кроме подстилки не лишними будут сено, зеленые сорняки и срезанные сухие стебли от малины (вниз, под слой подстилки, в качестве дренажа и теплоизоляции). Произвестковать почву тоже нужно по осени.
Первый арбуз в разрезе.

2. Весной обязателен разогрев грядки. В марте по грядке разбрасывается зола, чтобы быстрее сошел снег и начала оттаивать земля, а в апреле грядка проливается горячей водой и накрывается пленкой. К маю земля должна прогреться достаточно, чтобы растеньица начали нормально в ней развиваться.

3. Без рассады! Как ни прискорбно, в моей квартире слишком темно для рассады бахчевых даже с досвечиванием лампами. Тут есть два варианта: либо купить еще лампы, зеркала и сделать конкретный гроу-бокс, либо сеять сразу в грунт под пленку в первых числах мая (в крайнем случае — дождаться появления ростков дома и буквально на второй-третий день жизни аккуратно определить малышей на постоянное место). Второй вариант однозначно проще (да и дешевле). У меня сложилось впечатление, что рассада дынь и арбузов намного более чувствительна к недостатку света, чем даже к недостатку тепла, судя по тому, что дома у меня рассада стремительно вытянулась и передохла, а семена, посеянные 9 мая в грунт, дружно проросли и растения из них развивались потом быстрее и лучше, чем парочка чудом спасенных задохликов из рассады.

4. Укрыть грядку пленкой (обычной или черной). Обычно я этот прием не применяю, но в данном случае попробую, сразу по нескольким соображениям. Во-первых, см. п. 2 — ускоренный разогрев почвы. Корни арбузов и дынь требуют температуры около 30 градусов, и лучше больше, чем меньше, а к моменту наступления по-настоящему жарких дней грядка уже должна быть полностью закрыта листьями, которые заберут избыток солнечной энергии, таким образом перегрев маловероятен. Во-вторых, борьба с сорняками, которой я тоже в мирное время не особо заморачиваюсь. Н.Курдюмов пишет, что арбузы крайне нетерпимы к конкурентам и наличие поблизости сорняков резко снижает урожайность. ОК, из-под пленки никакой сорняк не вылезет, а я по-прежнему не буду убиваться с прополкой. В-третьих, сохранение влажности почвы. Вообще-то рекомендуется полностью прекращать полив дынь и арбузов после завязывания плодов. Надо было и мне не пугаться жары, а так и поступить, в крайнем случае поливать раз в неделю при подвядании листвы. В следующем году буду корректировать поливную политику. А пленка — гарантия того, что земля точно не пересохнет.

5. Как можно раньше снимать укрытие с кустов. Растениям нужны не только свет, тепло и вода, но и вольный воздух. Этим летом в конце июня было заметное похолодание, поэтому укрытие с дынно-арбузных грядок (плотный лутрасил) я сняла только в начале июля. Кусты выглядели бодрыми, но не очень большими. И как же они поперли в рост, оказавшись на воле! Если бы они занимались ускоренным отращиванием вегетативной массы, как полагается, в июне, думаю, первые завязи появились бы на пару недель раньше, а это критично — все-таки климат у нас непредсказуемый. Думаю, что на теплой укрытой пленкой грядке укрытие над самими кустиками понадобится только в мае и, может быть, в первую неделю июня. Листва и у арбузов, и у дынь крепкая, жесткая и волосатая, кратковременное похолодание вряд ли ей повредит. К примеру, в Казахстане в предгорьях отлично растут дыни и арбузы, а ночи там ощутимо холодные практически все лето. Попробую и я добавить спартанства в агротехнику. Главное, чтобы корни были в тепле.

Это ключевые моменты, которые мне нужно будет учесть. Остальное рутина: поливы, зольные, фосфорные и микроэлементные подкормки и т.п. Пожалуй, еще особое внимание надо будет уделить отпугиванию слизней, особенно на стадии ростков. В этом году чертовы улитки сожрали мне один из трех сортов дыни напрочь, под корень. Второй почему-то оставили, а третий был из рассады и очухался только к концу лета, так и не успев порадовать меня спелыми плодами. Так что буду устраивать полосы препятствий из крапивы, золы, перца и дешевого кофе, а особо настырные индивидуумы будут уничтожаться физически.

Резюме такое: зря я боялась, арбузы и дыни не сказать чтобы как-то чудовищно трудоемки и капризны в выращивании. Даже с учетом тех дополнительных усилий, которые я тут себе запланировала. Кроме того, эти усилия фактически одноразовые, а дальше огородная машина начинает работать сама по себе.





















2 комментария:

  1. Насть, это просто потрясающе!
    Нет слов!
    И очень красиво!

    ОтветитьУдалить
  2. Дынька великолепна.)

    ОтветитьУдалить